Проблемы нормативного регулирования в области пожарной безопасности, и как с ними бороться
В соответствии с государственной политикой, сложившейся в нашей стране в последние годы, Россия, используя передовой опыт западных стран, взяла курс на резкое реформирование и модернизацию большинства отраслей.
Основным из приоритетных направлений – является безопасность людей (в том числе и пожарная безопасность).
В связи с этим за последние годы произошли масса реформ, связанные с вопросами обеспечения пожарной безопасности (в том числе обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства):
1. С 1 января 2007 г. надзор на объектах капитального строительства передан от ГПН в Строительный надзор. Экспертиза проектной документации – от ГПН – гос. Экспертизе;
2. 16 февраля 2008 г. принят 87 постановление правительства РФ, регламентирующая состав проектной документации, в том числе и раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
3. Изменился порядок разработки и согласования отступлений от противопожарных требований действующих норм;
4. 22 июля 2008 г. был принят 123-ФЗ Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности»;
5. Постановлением правительства № 304 утвержден перечень сводов правил и нац. Стандартов;
6. Принят 384-ФЗ «Тех. Регламент о безопасности зданий и сооружений».
Нужны ли были реформы, что уже произошли и которым только предстоит произойти?
Да! Конечно они нужны.. Вопрос лишь в том, в каком виде и с каким качеством их необходимо проводить.
Задача этих нововведений была – облегчить жизнь бизнесу, создать нормативную и надзорную систему в области пожарной безопасности не сложной и прозрачной, для того, чтобы добросовестный предприниматель исполняя законодательство мог быть спокоен за свой бизнес и свою безопасность..
В конечном же итоге получилось всё во многом - иначе!
С какими же проблемами в части пожарной безопасности сталкиваются проектировщики, строители и заказчики, при строительстве новых объектов:
1. Сложности при прохождении государственной экспертизы (множество замечаний, в том числе и не устранимых), приводящие к дополнительным трудозатратам, повторным платежам за прохождение экспертизы, а также к затяжке сроков проектирования.
2. Сложности при сдаче объекта и эксплуатация (при прохождении Государственного строительного надзора).
3. Необоснованно высокие финансовые расходы, затраченные на вопросы обеспечения пожарной безопасности.
Причины:
1. Подрядчик по проектированию пытается решать вопросы обеспечения пожарной безопасности самостоятельно или привлекает малоквалифицированных специалистов не способных рационально и дифференцированно подходить к вопросам обеспечения пожарной безопасности. Либо привлекают пожарную организацию слишком поздно, когда на глобальные переделки проектов нет ни времени ни денег.
2. Существование ряда вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности не вошедших в действующие нормативные документы (отсутствие норм проектирования), которые выясняются уже при подаче документации в органы экспертизы.
3. Попытки, связанные с желанием сэкономить средства и привлечь подрядчика «по дешевле» для выполнения тех или иных работ, связанных с вопросами обеспечения пожарной безопасности.
4. Отсутствие квалифицированных специалистов, способных обосновать представителям государственной экспертизы и/или строительного надзора то или иное принятое проектное решение.
Какой выход?
Очевидный!
В современной практике проектирования и строительства капитальных объектов необходимо привлекать специалистов на начальном этапе проектирования и работать с ними до (в идеальном случае) сдачи объекта в эксплуатацию.
Они Вам помогут :
- не ошибаться при проектировании, экономя Ваше время на переделках, - предложат те или иные решения по обеспечению пожарной безопасности Вашего объекта, которые целесообразно применять именно на Вашем конкретном объекте, отвечающие требованиям современных требований норм и как следствие удовлетворяющих требования надзорных органов!
- разъяснят Вам то или иное неоднозначное требование нормативного документа;
- проверят разделы проектной документации перед подачи в экспертизу;
- разработают 9 раздел;
- помогут защитить Ваши проектные решения при прохождении экспертизы;
- помогут осуществить авторский надзор за соблюдением проектных решений при выполнении СМР;
- Качественно смонтируют и настроят все системы противопожарной защиты;
- И в конечном итоге помогут Вам отстоять те или иные решения при сдаче объекта строительному надзору (технадзору)..
В итоге:
- вы экономите время (ничего не переделываете и не предъявляете по сто раз свой объект надзорным органам);
- вы значительно экономите денежные средства, предусматривая именно те минимальные решения, которые, в соответствии с действующим законодательством, позволят подтвердить соответствие Вашего объекта требованиям пожарной безопасности.